История храма
После победы в Северной войне (1700-1721 гг.) Петр I огромную часть Копорского уезда Ингерманландии пожаловал своему ближайшему сподвижнику Александру Даниловичу Меншикову. Затем последовала опала “полудержавного властелина”, и земли отошли в казну. Елизавета Петровна сразу же по восшествии на престол раздала их разным помещикам.
Территория мызы Горы-Валдайской (Каравалдайской) была разделена на две части, граница прошла посередине большого Каравалдайского озера. Его западная половина и деревня Горы-Валдай, стоявшая на северном берегу, были пожалованы генерал-майору Степану Андреевичу Шепелеву, брату обер-гофмаршала императорского дворца, а деревня стала называться Шепелева.
Восточная часть озера и деревни Горы-Валдай (Агвалы), Пулкова (Булколова) и Черная Лахта достались фавориту императрицы Алексею Григорьевичу Разумовскому. Его наследник, брат Кирилл Григорьевич, завещал поместье Алексею Кирилловичу, после смерти которого оно досталось его незаконнорожденным сыновьям — братьям Перовским. В 1822 году они продали имение действительному статскому советнику Дмитрию Никифоровичу Добржанскому. Он и создал на восточном берегу озера небольшую усадьбу, назвав ее Алютиной.
В 1839 году имение поступило на торги, и его купил коллежский асессор Арист Иванович Дребс. Раз дело дошло до торгов, значит, стоило оно не очень дорого, и должность судьи Ораниенбаумского уезда дала Аристу Ивановичу средства, необходимые для его приобретения.
Весьма важным для Дребсов стал 1848 год: Арист Иванович, начавший карьеру землемером Палаты государственных имуществ, получил за беспорочную службу чин надворного советника и ему был присвоен дворянский диплом с гербом.
Как говорится в архивном документе, его семья жила в усадьбе круглый год и потому необходимо было ее расширить и благоустроить. Дребсы относились к числу мелкопоместных дворян, уклад сельской жизни которых всегда отличался домовитостью и хозяйственностью. При небольших средствах владельцам поместий приходилось вкладывать немало труда в благоустройство своих усадьб. О том, что это так и было, говорит не только тот факт, что дворовых у Дребсов было всего два человека, но и профессия Ариста Ивановичи, который обследовал и обмерил немало усадеб Ораниенбаумского уезда, в том числе Усть-Рудицу.
К 1859 году относится первый план усадьбы. На 8 десятинах разместились строения, фруктовый сад, огороды и парк. Планировка была очень рациональной. Усадебная территория вписывалась в прямоугольник, вытянутый с севера на юг. Подъездная липовая аллея вела во внутренний двор, где, по обычаю, по сторонам стояли службы и хозяйственные заведения, а в глубине под раскидистыми кронами лип и дубов господский дом. Все постройки были деревянными. Они сгруппировались в восточном углу участка, с севера и запада их окружал фруктовый сад площадью 3 десятины, по периметру которого разбили пейзажный парк свободной планировки. Границы усадьбы подчеркивали ряды деревьев, посаженные в линию. Огибную дорожку вдоль берега озера окаймляли декоративные саженцы ольхи черной, растущей двумя-тремя стволами из одного корня. Отсюда открывался чудесный вид на огромное, как море, озеро, дальние поля и леса. Парк охватывал усадебные постройки с севера и запада, с юга подступали огороды, отделявшие усадьбу от деревни Агвалы (Горы-Валдай), а с юго-востока усадьбу окружали поля, прорезанные дорогами, соединявшими деревни этого малонаселенного края.
Дребсы владели этой небольшой, но привлекательной усадьбой 60 лет. После смерти Ариста Ивановича официальной владелицей стала его вдова Екатерина Петровна, которая вместе с сыном продолжала жить в усадьбе постоянно. Николай Аристович в чине капитана вышел в отставку и занялся хозяйством. Но в 1896 году его наследники продали с такой любовью устроенное поместье купцу, коммерции советнику, потомственному почетному гражданину Ивану Агаповичу Воронину. Его семья проводила в усадьбе большую часть года.
В купеческих семьях, как правило, свято соблюдались все христианские обряды, а приходская церковь находилась далеко, в Ковашах, и потому Иван Агапович решил выстроить церковь в усадьбе, но не домовую, а рассчитанную на 600 человек, чтобы ею пользовались все окрестные крестьяне. Приход составили деревни Агвалы (Горы-Валдай), Черная Лахта, Пулкова и Шепелева.
Человек богатый, Воронин владел ткацкой фабрикой в Екатерингофе и на паях Выборгской бумагопрядильной мануфактурой. Здание фабрики построил в 1879 году архитектор М.А.Щурупов, а мануфактуры — в 1899 году В.А.Косяков, которого Иван Агапович и привлек и к строительству церкви в усадьбе.
Они познакомились в 1891 году в связи со строительством Богоявленской церкви на Гутуевском острове. И.А.Воронин пожертвовал крупную сумму на возведение неподалеку от его фабрики каменного храма, оговорив устройство в нем семейной усыпальницы. Автором проекта был Василий Антонович Косяков.
Профессор Института гражданских инженеров, построивший немало храмов в Санкт-Петербургской, Ярославской и Воронежской губерниях, он возвел и грандиозный Морской собор в Кронштадте, принесший ему громкую славу. Все его церковные постройки отличало пристрастие к “русско-византийскому” или “псевдорусскому” стилю. Это характерно и для церкви св. Троицы в усадьбе Алютиной. Ее проект был утвержден в 1899 году, а в 1903 году состоялось освящение храма. Тогда же был выстроен и каменный дом со службами для церковнослужителей.
Как справедливо писал в своем прошении И.А.Воронин, на средства которого и возводилась церковь: “Место, избранное для храма, по своей живописности и центральности положения вполне благоприятствует строительству церкви. Храм будет благодеянием для всех окружающих деревень”.
Однокупольная с колокольней церковь св. Троицы была спроектирована в русском стиле, имитирующем приходские храмы XVII столетия, получившие широкое распространение в городах средней полосы России. Их расчлененные объемы с шатровой колокольней, луковичными главками на тонких шейках, крыльцами на пузатых колонках, папертями, террасами и лестницами, их декоративные фасады, изукрашенные гирьками, кокошниками, поясами ширинок, порталами и наличниками, были красочны и живописны.
В усадебной церкви св. Троицы В.А.Косяков воспроизвел не только отдельные детали и формы прототипа, но и объемное построение, и цветовое решение. Усложненный силуэт и яркий кирпично-красный цвет неоштукатуренных фасадов усиливали декоративность архитектуры. В этом отдаленном уголке столичной губернии благодаря необычному внешнему облику церковь воспринималась как каменное чудо из русской сказки. Праздничное, радостное впечатление от узорочья фасадов дополняли интерьеры с настенной живописью. Она, правда, вскоре из-за сырости попортилась, но в 1911 году была реставрирована.
Церковь, к счастью, сохранилась, видна издалека и отчетливо выделяется на фоне окружающего пейзажа. Уцелел и деревянный усадебный дом, прослеживаются границы и планировка усадьбы. Среди парковых насаждений наиболее выразительны декоративные тройные липы на западной поляне, группы лип у дома, въездная липовая аллея, а также одиночные старые дубы, липы, кедры, тополя и ольха черная. Некоторым из деревьев более 150 лет, они сохранились со времен создания усадьбы в 1830—1840 годах.
По книге «Дворянские усадьбы Санкт-Петербургской губернии Ломоносовского района». Авторы Нона Васильевна Мурашова (Глинка), Лина Петровна Личалина. 1999 г. издания. Русско-Балтийский информационный центр БЛИЦ СПб